Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в сфере регистрации юридических лиц, филиалов и представительств, являющихся коммерческими организациями

Совместный приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 5 июля 2019 года № 350 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 9 июля 2019 года № 61. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 июля 2019 года № 18998.

      В соответствии с пунктом 5 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан,

ПРИКАЗЫВАЕМ

:
      Сноска. Преамбула — в редакции cовместного приказа и.о. Министра юстиции РК от 28.11.2022 № 970 и и.о. Министра национальной экономики РК от 28.11.2022 № 93 (вводится в действие с 01.01.2023).

      Утвердить:

      1) критерии оценки степени риска в сфере регистрации юридических лиц, филиалов и представительств, являющихся коммерческими организациями согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;

      2) проверочный лист в сфере регистрации юридических лиц, филиалов и представительств, являющихся коммерческими организациями согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.

      2. Департаменту регистрационной службы и организации юридических услуг Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего совместного приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего совместного приказа на официальном интернет — ресурсе Министерства юстиции Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего заместителя министра юстиции Республики Казахстан. 4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

Министр юстиции

Республики Казахстан
      М. Бекетаев
Министр национальной

экономики

Республики Казахстан
      Р. Даленов

     

«СОГЛАСОВАН»

Комитет по правовой статистике

и специальным учетам

Генеральной прокуратуры

Республики Казахстан
  Приложение 1
к совместному приказу
Министра юстиции
Республики Казахстан
от 5 июля 2019 года
№ 350
Министра национальной
экономики
Республики Казахстан
от 9 июля 2019 года
№ 61

Критерии оценки степени риска в сфере регистрации юридических лиц, филиалов и представительств, являющихся коммерческими организациями

      Сноска. Приложение 1 — в редакции cовместного приказа Министра юстиции РК от 15.09.2023 № 661 и Министра национальной экономики РК от 18.09.2023 № 163 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие критерии оценки степени риска в сфере регистрации юридических лиц, филиалов и представительств, являющихся коммерческими организациями (далее — Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, с Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28577) и формами проверочных листов, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года №3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371).

      2. В настоящих Критериях использованы следующие понятия:

      1) балл – количественная мера исчисления риска;

      2) нормализация данных-статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;

      3) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля жизни или здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;

      4) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

      5) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;

      6) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля к различным степеням риска;

      7) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;

      8) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет з а собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства;

      9) выборочная совокупность (выборка) – перечень оцениваемых субъектов (объектов), относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля в конкретной сфере государственного контроля, в соответствии с пунктом 2 статьи 143 Кодекса.

      3. Критерии оценки степени риска и проверочные листы, применяемые для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, утверждаются совместным актом регулирующих государственных органов, уполномоченного органа по предпринимательству и размещаются на интернет — ресурсах регулирующих государственных органов в соответствии с пунктом 5 статьи 141 Кодекса.

Глава 2. Порядок формирования системы оценки и управления рисками при проведении профилактического контроля субъектов (объектов) контроля

      4. Для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев, которые осуществляются поэтапно (Мультикритериальный анализ решений).

      В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к средней степени риска по объективным критериям, проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.

      5. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля, соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и незначительное.

      Степень нарушения (грубое, значительное, незначительное) присваивается в соответствии с установленными определениями грубых, значительных, незначительных нарушений по субъективным критериям.

      6. Критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.

Параграф 1. Объективные критерии

      7. Определение объективных критериев осуществляется посредством определения риска.

      8. По объективным критериям субъекты (объекты) контроля к средней степени риска относятся филиалы Некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» в сфере регистрации юридических лиц, филиалов и представительств, являющихся коммерческими организациями.

Параграф 2. Субъективные критерии

      9. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

      1) формирование базы данных и сбор информации;

      2) анализ информации и оценка рисков.

      10. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан в сфере регистрации юридических лиц, филиалов и представительств, являющихся коммерческими организациями.

      11. Для оценки степени рисков по субъективным критериям для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля используются следующие источники информации:

      1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемые субъектом контроля, в том числе посредством информационной системы «Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров» (далее — ИС НР БИН);

      2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля.

      12. На основании имеющихся источников информации, уполномоченный орган в области регистрации юридических лиц формирует данные по субъективным критериям, подлежащие анализу и оценке согласно приложению 1 к настоящим Критериям.

      13. Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение профилактического контроля субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.

      При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.

      14. Исходя из приоритетности применяемых источников информации и значимости показателей субъективных критериев, в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям, определенном в главе 3 настоящих Критериев, рассчитывается показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.

      Приоритетность применяемых источников информации и значимость показателей субъективных критериев устанавливаются согласно перечню субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям в отношении филиалов Некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан», согласно приложению 1 к настоящим Критериям.

Параграф 3. Особенности формирования системы оценки и управления рисками

      15. Система оценки и управления рисками ведется с использованием ИС НР БИН и других информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.

      16. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, а также показатели степени риска, в соответствии с которыми субъект контроля относится к высокой, средней или низкой степеням риска, устанавливаются в критериях оценки степени риска согласно перечню субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям в соответствии с пунктом 14 настоящих Критериев.

Глава 3. Порядок расчета степени риска по субъективным критериям

      17. Для отнесения субъекта контроля к степени риска в соответствии с пунктом 4 настоящих Критериев применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.

      Уполномоченный орган в области в сфере регистрации юридических лиц, филиалов и представительств, являющихся коммерческими организациями

      собирает информацию и формирует базу данных по субъективным критериям из источников в соответствии с пунктами 11 или 12 настоящих Критериев, в зависимости от проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

      Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 14 настоящих Критериев (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов.

      Rпром = SP + SC, где

      Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям,

      SР – показатель степени риска по нарушениям,

      SC – показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 15 настоящих Критериев.

      Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля однородной группы субъектов (объектов) контроля каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля, относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.

      18. По данным, полученным по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 0 до 100.

      19. При выявлении одного грубого нарушения по любому из источников информации, указанных в пункте 12 настоящих Критериев, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.

      При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.

      При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7.

      Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество значительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных значительных нарушений;

      При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3.

      Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:

      SРн – показатель незначительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;

      Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

      SР = SРз + SРн, где:

      SР – показатель степени риска по нарушениям;

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SРн – показатель незначительных нарушений.

      Полученное значение показателя степени риска по нарушениям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.

      20. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 14 настоящих Критериев, производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:

     

      xi – показатель субъективного критерия,

      wi – удельный вес показателя субъективного критерия xi,

      n – количество показателей.

      Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 14 настоящих Критериев, включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.

      21. Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:

     

      R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля,

      Rmax – максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы),

      Rmin – минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы),

      Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с пунктом 18 настоящих Критериев.

Глава 4. Проверочные листы

      22. Проверочные листы составляются для однородных групп субъектов (объектов) контроля и включают требования в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Кодекса и с соблюдением условий, определенных в пункте 2 статьи 143 Кодекса.

      23. Проверочные листы формируются по форме согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.

  Приложение 1
к Критериям оценки степени
риска в сфере регистрации
юридических лиц, являющихся
коммерческими организациями

Степени нарушений требований субъектов (объектов) контроля в сфере регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями

Критерии

Степень
нарушения

1

Недостоверное заполнение сведений в Национальном реестре бизнес-идентификационных номеров

Грубое

2

Регистрационные действия при наличии судебных актов и постановлений (запретов, арестов) судебных исполнителей и правоохранительных органов

Грубое

3

Регистрационные действия при нарушении порядка создания, перерегистрации и реорганизации юридического лица, установленного законодательными актами Республики Казахстан, несоответствия учредительных документов закону Республики Казахстан

Грубое

4

Регистрационные действия при непредставлении передаточного акта или разделительного баланса либо отсутствия в них положений о правопреемстве реорганизованного юридического лица

Грубое

5

Регистрационные действия, если юридическое лицо или единственный учредитель (участник) юридического лица является бездействующим юридическим лицом

Грубое

6

Регистрационные действия, если физическое лицо, является единственным учредителем (участником, членом) и (или) руководителем бездействующих юридических лиц

Грубое

7

Проведение регистрационных действий, если физическое лицо, являющееся учредителем (участником, членом) и (или) руководителем юридического лица, признано недееспособным или ограниченно дееспособным

Грубое

8

Регистрационные действия, если физическое лицо, являющееся учредителем (участником, членом) и (или) руководителем юридического лица, признано безвестно отсутствующим, объявлено умершим, зарегистрировано в качестве умершего либо его статус не определен

Грубое

9

Регистрационные действия, если физическое лицо, являющееся учредителем (участником, членом) и (или) руководителем юридического лица, имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления по статьям 237, 238 Уголовного кодекса Республики Казахстан

Грубое

10

Регистрационные действия, если при государственной регистрации учредитель (физическое лицо и (или) юридическое лицо), его учредители, руководитель юридического лица, учредитель и (или) руководитель юридического лица, являющегося учредителем (участником, членом) юридического лица, являются должниками по исполнительному документу, за исключением лица, являющегося должником по исполнительному производству о взыскании периодических платежей и не имеющего задолженность по исполнительному производству о периодических взысканиях более трех месяцев

Грубое

11

Регистрационные действия, если физическое лицо, являющееся учредителем (участником) и (или) руководителем юридического лица, включено в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения, и (или) в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением акций (долей участия в уставном капитале), конфискованных и (или) взысканных по решению суда

Грубое

12

Регистрационные действия при регистрации с утерянными и (или) недействительными документами, удостоверяющих личность руководителей/ учредителей (членов, участников)

Грубое

13

Проведение регистрационных действий при неполном пакете документов, необходимых для регистрационных действий

Грубое

14

Необоснованный отказ в регистрационных действиях

Грубое

15

Несоблюдение сроков проведения регистрационных действий

Грубое

16

Истребования от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем

Значительное

17

Необоснованный перерыв срока регистрационных действий

Значительное

18

Ненадлежащее ведение и хранение регистрационных дел

Грубое

  Приложение 2
к Критериям оценки степени
риска в сфере регистрации
юридических лиц, являющихся
коммерческими организациями

Перечень субъективных критериев для определения степени риска в сфере регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан

  Форма

№ п/п

Показатель субъективного критерия

Источник информации по показателю субъективного критерия

Удельный вес по значимости, балл (в сумме не должен превышать 100 баллов), wi

Условия /значения, xi

условие 1 /значение

условие 2 /значение

1

2

3

4

5

6

Для профилактического контроля с посещением

1

Представление сведений о количестве регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями

Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля

50

Своевременное предоставление / 0 %

Непредставление отчета / 100 %

2

Представление сведений о количестве регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями с нарушениями срока

Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля

50

Своевременное предоставление / 0 %

Непредставление отчета / 100 %

  Приложение 2
к совместному приказу
Министра юстиции
Республики Казахстан
от 5 июля 2019 года
№ 350
Министра национальной
экономики
Республики Казахстан
от 9 июля 2019 года
№ 61

Проверочный лист в сфере регистрации юридических лиц и учетной регистрации их филиалов и представительств, являющихся коммерческими организациями в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан

      Сноска. Приложение 2 — в редакции cовместного приказа Министра юстиции РК от 15.09.2023 № 661 и Министра национальной экономики РК от 18.09.2023 № 163 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В отношении деятельности филиалов Некоммерческого акционерного общества
«Государственная корпорация «Правительство для граждан»
(далее — регистрирующих органов),
осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц
и учетную регистрацию филиалов и представительств
_____________________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля
Государственный орган, назначивший проверку/профилактический контроль
с посещением субъекта (объекта) контроля
_____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки с посещением субъекта (объекта) контроля
_____________________________________________________________ (№, дата)
Наименование субъекта (объекта) контроля
_____________________________________________________________________
(бизнес-идентификационный номер),
_____________________________________________________________________
Адрес место нахождения _______________________________________________

Перечень требований

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

1

Недостоверное заполнение сведений в Национальном реестре бизнес-идентификационных номеров

2

Регистрационные действия при наличии судебных актов и постановлений (запретов, арестов) судебных исполнителей и правоохранительных органов

3

Регистрационные действия при нарушении порядка создания, перерегистрации и реорганизации юридического лица, установленного законодательными актами Республики Казахстан, несоответствия учредительных документов закону Республики Казахстан

4

Регистрационные действия при непредставлении передаточного акта или разделительного баланса либо отсутствия в них положений о правопреемстве реорганизованного юридического лица

5

Регистрационные действия, если юридическое лицо или единственный учредитель (участник) юридического лица является бездействующим юридическим лицом

6

Регистрационные действия, если физическое лицо, является единственным учредителем (участником, членом) и (или) руководителем бездействующих юридических лиц

7

Проведение регистрационных действий, если физическое лицо, являющееся учредителем (участником, членом) и (или) руководителем юридического лица, признано недееспособным или ограниченно дееспособным

8

Регистрационные действия, если физическое лицо, являющееся учредителем (участником, членом) и (или) руководителем юридического лица, признано безвестно отсутствующим, объявлено умершим, зарегистрировано в качестве умершего либо его статус не определен

9

Регистрационные действия, если физическое лицо, являющееся учредителем (участником, членом) и (или) руководителем юридического лица, имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления по статьям 237, 238 Уголовного кодекса Республики Казахстан

10

Регистрационные действия, если при государственной регистрации учредитель (физическое лицо и (или) юридическое лицо), его учредители, руководитель юридического лица, учредитель и (или) руководитель юридического лица, являющегося учредителем (участником, членом) юридического лица, являются должниками по исполнительному документу, за исключением лица, являющегося должником по исполнительному производству о взыскании периодических платежей и не имеющего задолженность по исполнительному производству о периодических взысканиях более трех месяцев

11

Регистрационные действия, если физическое лицо, являющееся учредителем (участником) и (или) руководителем юридического лица, включено в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения, и (или) в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением акций (долей участия в уставном капитале), конфискованных и (или) взысканных по решению суда

12

Регистрационные действия при регистрации с утерянными и (или) недействительными документами, удостоверяющих личность руководителей/ учредителей (членов, участников)

13

Проведение регистрационных действий при неполном пакете документов, необходимых для регистрационных действий

14

Необоснованный отказ в регистрационных действиях

15

Несоблюдение сроков проведения регистрационных действий

16

Истребования от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем

17

Необоснованный перерыв срока регистрационных действий

18

Ненадлежащее ведение и хранение регистрационных дел

      Должностное (ые) лицо (а): ______________________________________
должность подпись
______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля
______________________________________________________________
должность подпись
______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)

поиск по странице